Соляная комната Соляная комната Прием логопеда

Фотогалерея

Статьи

 
19.09.2012

Первый раз в первый класс: советы психолога

ПЕРВЫЙ ГОД В ШКОЛЕ

Ваш ребёнок стал первоклассником, а значит, его ждут большие перемены. Ведь школа для детей – это как новая работа для взрослого. Это важное перепутье жизни, переход от дошкольного к школьному возрасту. И, безусловно, этот факт не может не вызывать у родителей волнение и тревогу, что абсолютно нормально в данной ситуации. Каждый любящий родитель переживает по поводу того, как пройдёт момент адаптации его ребёнка к новой «школьной» жизни. Но мало кто знает, какую важную роль играют сами родители. В зависимости от Вашей линии поведения, от Вашего настроя зависит то, насколько удачно ребёнок справится с этим непростым этапом. Естественная родительская тревога не должна отражаться на ребёнке, ведь именно это может помешать успешной адаптации в школе. Предлагаю Вам абсолютно простые, но действенные рекомендации, которые помогут на первых порах справляться с трудностями новой «школьной» жизни Вашего ребёнка.
Прежде чем заниматься ребенком начните с себя. Сейчас у Вас много вопросов, ещё меньше ответов на них; создается ощущение пустоты, и чаще всего родители заполняют её различными фантазиями и собственными переживаниями. Очень важно найти ответы и заполнить пустоту незнания знанием. Для начала поговорите с будущим учителем Вашего ребёнка, проясните вопросы, которые вызывают у Вас наибольшее волнение и тревогу. Поделитесь своими переживаниями, чувствами с другими родителями, это даст ощущение того, что Вы не одни такие, что это нормально — испытывать всё то, что Вы испытываете и переживаете. Проговорите Ваши страхи с родными и близкими. Только справившись со своими тревогами и волнением, Вы сможете помочь своему ребёнку в этом сложном процессе адаптации. Пусть он идёт в школу с уверенностью, что учиться интересно, что он многому уже научился, а чему ещё не научился, обязательно научится.
Когда Вы поймёте и почувствуете, что способны двигаться дальше и помогать Вашему ребёнку, устройте праздник. И самый лучший повод для такого радостного события будет как раз 1 сентября – День Знаний! Подготовьте ребёнка заранее к этому событию: расскажите про этот день, вспомните свои ощущения и чувства. Соберите гостей, испеките торт, сходите в парк или цирк. Сделайте всё, чтобы ребёнок помнил этот день. Начните утро с пробуждения пораньше, поднимите малыша, чтобы он спокойно мог умыться, одеться, позавтракать, скажите приятные слова, зарядите положительными эмоциями. Очень замечательно, если подобную процедуру пробуждения Вы будете проделывать ежедневно перед походом в школу.
Начались школьные будни, и у ребёнка в жизни поменялось всё: ритм жизни, взаимоотношения с окружающими, появились новые обязанности, а это для него большие нагрузки и психические, и физические. Чтобы не перегружать ребёнка, нужно чётко соблюдать режим и правильно организовать процесс приготовления домашнего задания, чтобы он был систематичным и регулярным. Для этого необходимо разумно чередовать нагрузки и отдых. Поэтому не стоит сразу после школы сажать ребёнка за уроки, дайте ему возможность отдохнуть, лучше всего прогуляться на свежем воздухе, заняться физической активностью или поспать 1,5 часа для восстановления сил. Не следует предлагать ребёнку сесть за уроки тогда, когда он играет с любимой игрушкой, ведь это изначально вызывает протест выполнять домашнее задание и несёт негативную окраску. Дождитесь момента, когда он положит одну игрушку и не успеет взять другую.
Помните, что максимальная продолжительность работы у детей в этом возрасте не больше 30 минут, а иногда и значительно меньше. Следует каждые 25-30 минут делать перерывы на 10-15 минут. Лучший отдых – это смена деятельности, поэтому хорошо, если это будут физкультминутки или оздоровительные минутки. Наиболее продуктивное время для приготовления домашнего задания с 15 до 17 часов. С 18 до 19 часов вечера занятия малоэффективны, а работоспособность детей значительно снижена.
Во время приготовления уроков не сидите вместе с ребёнком. Очень важно дать ему возможность работать самостоятельно, для этого Вам потребуется терпение и умение поддержать спокойным одобрительным тоном. Многие родители для воспитания самостоятельности не помогают детям, а весь процесс сводят лишь к проверке уроков. Однако не каждый первоклассник способен на принятие факта, что выполнение домашнего задания – это теперь его прямая обязанность, и должно пройти некоторое время, чтобы ребёнок это осознал и принял. Возникает и другая ситуация, когда ученик чересчур долго сидит за уроками (выполнение заданий затягивается на час, а иногда и на два). Это сигнал того, что не сформированы навыки самостоятельной работы, и в этом случае детям необходима помощь родителей. Делайте акцент на том, что без усилий не будет успеха. А если Вы чувствуете, что самостоятельно не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалисту. Вы получите помощь и поддержку, а главное сумеете преодолеть этот сложный жизненный момент. Иногда просто необходимо довериться специалисту, чтобы в дальнейшем больше не возвращаться к проблеме.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, очень часто именно эти показатели могут быть свидетельством того, что ребёнок испытывает трудности в учёбе. Но не следует забывать, что в течение учебного года бывают критические периоды, когда особенно тяжело учиться, быстрее наступает утомление, работоспособность резко снижается. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти (с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти – в эти периоды особенно внимательно следует относиться к состоянию ребёнка.
Чтобы самочувствие Вашего малыша было хорошим, не забывайте про крепкий и здоровый ночной сон. Перед ночным ритуалом не рекомендуются активные игры, просмотр телевизора, а также старайтесь не напоминать ребёнку про неудачи дня. Лучше всего если это время Вы потратите на прогулку на свежем воздухе, а перед самым сном прочитаете ребёнку сказку и сами уложите его в кровать.
Но самое главное, что Вы можете сделать для Вашего ребёнка, - не забывайте хвалить «нового» ученика за его маленькие школьные достижения,и ни в коем случае не акцентируйте пристальное внимание на неудачах. Ведь для школьника отметка – это оценка его личности. Верьте в ребёнка! Именно так Вы вселяете в него надежду и уверенность, что он всё может!
Удачи Вам, уважаемые родители, в таком нелёгком труде!

С уважением, Шатохина Юлия Владимировна, практикующий психолог, ведущая групп по подготовке детей к школе Семейного клуба «Остров Детства»

Возврат к списку

Наши услуги

Программы
для детей
Соляная
комната
Психология Бассейн Детские
праздники

© 2009—2012 Семейный клуб «Остров детства»
Детский центр развития.
Разработка сайта — Лайт Групп